Статьи

Деревянные храмы севера Омской области


Людмила Дебус

Руководитель Издательской группы Омского филиала Российского Фонда культуры. Омичка. Училась в 37-ой школе, которая тогда размещалась в историческом здании мужской гимназии на Почтовой и была с физико-математическим уклоном. Окончила режиссерский факультет Алтайского института культуры. В перестроечные годы работала директором студклуба классического Университета. В 1996 году создала галерею коллекционного искусства «Лошадь Пржевальского». С 2009 занимаюсь издательством.


Распространение христианства на территории современной Омской области пришло вместе с русскими. Первыми были казаки атамана Ермака (1582 год). Чтобы закрепить землю, Российское государство в чистом поле строит город Тару (1594 год), а для защиты местного населения от набегов «кучумовых царевичей» и их союзников-калмыков строится цепь острогов.

Огромная слабозаселенная территория, окруженная многолюдными государствами с юга и присматриваемая английскими мореплавателями с севера, отдалась русским – малочисленному государству, едва оправившемуся от татаро-монгольского управления. За десять лет до этого Сибирь взял узбек Кучум, но не удержал. Вольно цитируя известного российского художника, проживающего в Омске, Дамира Муратова: «русские растут там, где ни у кого не получается».

Для России Сибирь стала не просто окном в Азию. Это несметные богатства, которые выручали и продолжают выручать: в ХVII веке – мех; в ХVIII веке – золото, медь; в ХIХ – железная руда; в ХХ – алмазы, нефть, сейчас – газ, лес. Бескрайняя суровая Сибирь определила характер широкой русской души. И заложила геополитическую модель поведения. Как поет Игорь Растеряев: «Пусть ругают нас с западных столиц — Нам на них плевать, нас не взять на понт: У России нет никаких границ — У России есть только горизонт!» От сербов услышала: «Все страны граничат с другими странами, а Россия – с кем хочет!»

Русские шли на Восток, навстречу Христу. Шли, пока не уперлись в океан, пошли вдоль побережья, а потом опять на восток по Аляске, пока не уткнулись в испанцев. Что дало силу? В их сердцах жила космическая идея: «Москва – Третий Рим!». Что Сибири дала победа русских? У того же Дамира  на крыше галереи «Кучум» – якорь. Вот этот якорь, заброшенный в небо, и есть главное приобретение Сибири.

Начиная с 90-х годов XX века, Сибирь пустеет. Сейчас по официальной статистике в Московской области проживает около 20 млн. населения, а от Урала до Дальнего востока — 36 млн. человек.

Люди уходят, оставляя свои храмы.

Деревня Вятка Усть-Ишимского района. Расстояние от Омска – 538 км. Храм Святого блаженного Василия, Христа ради юродивого Московского чудотворца.
Деревня Вятка Усть-Ишимского района. Расстояние от Омска – 538 км. Храм Святого блаженного Василия, Христа ради юродивого Московского чудотворца.

Построен в 1911 году переселенцами из Вятской губернии, приехавшими в Сибирь во время Столыпинской реформы. В 90-е храм десять лет простоял один, окруженный тайгой.

Деревня Вятка Усть-Ишимского района. Расстояние от Омска – 538 км. Храм Святого блаженного Василия, Христа ради юродивого Московского чудотворца.

Высота церковного здания — 15 метров. Для проекта храма переселенцы приглашали профессионального архитектора из Санкт-Петербурга. Материалом для постройки послужила лиственница, которая не произрастает в данной местности. Доставка бревен была сопряжена с большими трудностями: селянам приходилось волоком переправлять их через болота.

Деревня Вятка Усть-Ишимского района. Расстояние от Омска – 538 км. Храм Святого блаженного Василия, Христа ради юродивого Московского чудотворца.

Сейчас здесь действует скит мужского монастыря. В 2011 году известным архитектором Татьяной Павловной Малиновской проведена начальная экспертиза церкви, сделаны замеры и зарисовки сохранившегося декора. Требуется изготовление утраченного купола, ремонт кровли, реставрация столбчатых кирпичных фундаментов и устройство цоколя. Восстановление крылец. Замена электрической проводки и обеспечение огнетушителями. Воссоздание иконостаса и приобретение колоколов.

Храм Святой великомученицы Екатерины, село Екатерининское Тарского района. Расстояние от Омска 339 км.
Храм Святой великомученицы Екатерины, село Екатерининское Тарского района. Расстояние от Омска 339 км.

Построен в 1860 году из сосны и лиственницы на каменном фундаменте. В 1936 году храм был закрыт. В августе 2002 года возобновлены богослужения. За это время село сильно обезлюдело.

Храм Святой великомученицы Екатерины, село Екатерининское Тарского района. Расстояние от Омска 339 км.

В строительстве использовали традиционные способы крепления брёвен, без применения металлических деталей и гвоздей. Потолка в храме не было, крыша оканчивалась тремя куполами, которые внутри были очень красиво расписаны. В советское время верхнюю часть церковного здания разрушили и покрыли плоской крышей.

Храм Святой великомученицы Екатерины, село Екатерининское Тарского района. Расстояние от Омска 339 км.

Фотографии и чертежи церкви не найдены. В феврале 2018 г. реставратором, заместителем председателя Омского отделения ВООПиК Игорем Леонидовичем Коноваловым проведено обследование церкви и по вычисленным пропорциям составлен чертеж возможного архитектурного облика храма. Церковь требует серьезной реконструкции.

Храм святого благоверного князя Александра Невского (1905). Село Екатериновка Тевризского района. Объект культурного наследия регионального значения. Расстояние от Омска 498 км.
Храм святого благоверного князя Александра Невского (1905). Село Екатериновка Тевризского района. Объект культурного наследия регионального значения. Расстояние от Омска 498 км.

Храм святого благоверного князя Александра Невского (1905). Село Екатериновка Тевризского района. Объект культурного наследия регионального значения. Расстояние от Омска 498 км.

Село Екатериновка основано в 1898 году белорусскими переселенцами и располагается в живописном месте южной тайги при речках Туй и Усыс и озере Каут. Храм построен в традициях русского деревянного зодчества с элементами эклектики. Привлекает множество паломников и специалистов по деревянному зодчеству.

В облике церкви сочетаются древние приемы укладки сруба, традиции шатровой церковной архитектуры XVI – XVII веков и декоративные элементы «русского» стиля конца XIX – начала XX века (кокошники, подзоры, наличники, выполненные в технике сквозной и накладной пропильной резьбы).

Храм святого благоверного князя Александра Невского (1905). Село Екатериновка Тевризского района. Объект культурного наследия регионального значения. Расстояние от Омска 498 км.

Церковь серьезно реставрировалась в конце 80-х последним председателем сельского совета. Но за прошедшие 50 лет в неотапливаемом помещении сгнили нижние венцы, что грозит обрушением всей конструкции.

Важно восстановить исторические связи с эпохой освоения этих земель, чтобы бросить якорь в Небо.

Источник: БК55

Храм Святого блаженного Василия, Христа ради юродивого Московского чудотворца, село Екатерининское Тарского района
Храм св. благоверного князя Александра Невского, село Екатериновка Тевризского района
e
sparrow